•   Сделать стартовой   •   Добавить в избранное   •   Сегодня
Лекции  
Введение  
Тема 1  
Тема 2  
Тема 3  
Тема 4  
Тема 5  
Тема 6  
Тема 7  
Тема 8  
Тема 9  
Тема 10  
Тема 11  
Тема 12  
Тема 13  
Тема 14  

Скачать  
Введение  
Тема 1  
Тема 2  
Тема 3  
Тема 4  
Тема 5  
Тема 6  
Тема 7  
Тема 8  
Тема 9  
Тема 10  
Тема 11  
Тема 12  
Тема 13  
Тема 14  
  Добро пожаловать на наш информационный ресурс!  

Введение


“Обычно“ высокообразованные люди с большим пылом возмущаются литературной безграмотностью ученых. Как-то я спросил, что такое второй закон термодинамики. Ответом было молчание или отказ.
А ведь задать этот вопрос ученому значит примерно то же самое, что спросить у писателя: “Читали ли вы Шекспира?”
Получается так, что величественное здание современной физики устремляется ввысь, а для большей части людей оно также непостижимо, как и для их предков эпохи неолита”

Ч.П. Сноу


Эти слова английского писателя, философа, ученого, популяризатора науки, сказанные почти полвека назад, очень актуальны сегодня в России. Традиционно высокий уровень образования в нашей стране (в том числе и в области естественных наук) в последние годы резко упал, что может привести к самым трагическим последствиям. Знакомство с математикой, физикой, химией и биологией намного шире, чем просто знания о конкретных явлениях или фактах. Эти науки учат думать и рассуждать, отличать правильное суждение от неправильного, а без таких навыков общество становится легко управляемым, поддается любому внушению. К сожалению, общество находит средства для финансирования всевозможной псевдо- и антинаучной чепухи вроде мистицизма, парапсихологии, уфологии и пр., но денег нет для поднятия престижа образования. Сохранение высокого научного и образовательного уровня является стратегической задачей с очень высоким приоритетом. Если она не будет решена, то наша страна окажется навсегда на позициях стран четвертого мира.



Важное замечание:

Ниже речь будет идти, как правило, о естественных науках (то, что на западе называют Science).


Результаты опроса ВЦИОМ на предмет «научной» осведомленности российских граждан (2011 г., 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России).
• Сенсация - треть опрошенных всерьез полагают, что Солнце вращается вокруг Земли. Причем за последние четыре года таких респондентов стало даже больше на 4%.
• Самым распространенным научным заблуждением россиян является вера в то, что радиоактивность - исключительно дело человеческих рук (55%).
• 46% опрошенных считает, что антибиотики убивают вирусы так же, как и бактерии.
• Чуть меньшая доля россиян утверждает, что первые люди жили в ту же эпоху, что и динозавры (29%).
• Около четверти наших сограждан ошибочно полагают, что лазер работает, фокусируя звуковые волны (26%).
• Среди других научных заблуждений россиян - вера в то, что пол ребенка определяют гены матери (20%) и что полный оборот Земля совершает вокруг Солнца за один месяц (14%).
• Каждый шестой россиянин отрицает, что электроны меньше атомов (18%) и не верит в то, что нынешние люди развились из ранних видов человека (17%).

Наступление лже-науки:
• отрицание атомной энергетики;
в то же время - доля атомной энергетики в производстве электроэнергии во Франции в прошлом году составила 75%, в Бельгии - 58%, Словакии - 47%, Республике Корее - 43%, Германии - 31%, Великобритании - 29%, США - 20%. В России доля атомной энергии чуть больше 15%:
• неразумные (и часто - антинаучные) требования по защите окружающей среды;
• пропаганда сверхъестественного, паранауки в СМИ;
Теорема Стейнзальца: «Нужно рассматривать всю информацию, которую мы получаем через СМИ, как заведомую ложь, если нет специальных оснований, чтобы считать иначе».

астрологические прогнозы (?!) - почти в каждой газете (полный идиотизм).
• мистицизм, белая и черная (и любая) магия, воскрешение мертвых и пр.


Эти симптомы свидетельствуют о кризисе в обществе.
Кризис в нашем обществе – очевиден, Россия не оправилась после катастрофических изменений (революции начала 1990-х годов).
Причины:
• Чернобыльская катастрофа (страх перед «атомной энергетикой», поэтому «запретить», а не разобраться и не устранить негативные причины);
• экономический и политический кризис в стране (нищета во всем - в том числе и в духовной области, - поэтому, проще разрушить образование);
• крушение идеологии;
• кризис власти и общества;
• «особый» менталитет большинства законодателей и членов правительства (огромное число малограмотных или безграмотных людей, которые не смогли овладеть научным подходом, и поэтому считают, что науку развивать не следует);
• люмпенизация интеллигенции.



Что же делать?
Попытаться разобраться в очень интересных, но не всегда простых вопросах о мире, который нас окружает.
Основная цель курса “Концепции современного естествознания” - дать слушателям общее представление о научной картине окружающего мира на основе современных научных достижений, развить любознательность студентов, углубить их способности к критическому осмыслению поступающей информации (особенно пара- и псевдонаучных фактов). Представляется немаловажным научить студентов естественнонаучному подходу, чтобы они могли использовать полученный опыт в отдельных областях гуманитарных наук.


Почему необходимо изучать естествознание в МГИМО?

МГИМО – это Университет.

Вспомним, что UNIVERSITASцелость, объединение.
И мировое целое, т.е. ВСЕЛЕННАЯ – это UNIVERSUM.

Кто должен изучать естествознание?

Конечно, STUDIOSUS’ы – старательные, усердные.

Проблема изучения Мира, стара как мир:

Профессор

Сначала дайте мне ответ:
Какой милей вам факультет?

Ученик

Хочу я быть учёным чрезвычайным,
Приблизиться ко всем земли и неба тайнам —
Обнять желаю, словом, полный круг
Природы всей и всех наук.

Профессор

Вы верный путь себе избрали,
Лишь развлекаться не должны.

Ученик

И телом и душой, от сердца глубины,
Отдамся я ученью; но нельзя ли
И отдохнуть — гулять по временам,
Хотя бы летом, по воскресным дням?

Профессор

Цените время: дни уходят безвозвратно!
Но наш порядок даст привычку вам
Распределять занятья аккуратно.
А потому, мой друг, на первый раз,
По мне, полезен был бы тут для вас
Курс логики: хоть опыт и рискован,
Начнут дрессировать ваш ум,
Как бы в сапог испанский зашнурован,
Чтоб тихо он, без лишних дум
И без пустого нетерпенья,
Вползал по лестнице мышленья,
Чтоб вкривь и вкось, по всем путям,
Он не метался там и сям.
Затем внушат вам ради той же цели,
Что в нашей жизни всюду, даже в том,
Для всех понятном и простом,
Что прежде сразу делать вы умели —
Как, например, питьё, еда, —
Нужна команда «раз, два, три» всегда.
Так фабрикуют мысли. С этим можно
Сравнить хоть ткацкий, например, станок.
В нём управленье нитью сложно:
То вниз, то вверх снуёт челнок,
Незримо нити в ткань сольются;
Один толчок — сто петель вьются.
Подобно этому, дружок,
И вас философ поучает:
«Вот это — так и это — так,
А потому и это так,
И если первая причина исчезает,
То и второму не бывать никак».
Ученики пред ним благоговеют,
Но ткань соткать из нитей не сумеют.
Иль вот: живой предмет желая изучить,
Чтоб ясное о нём познанье получить,
Учёный прежде душу изгоняет,
Затем предмет на части расчленяет
И видит их, да жаль: духовная их связь
Тем временем исчезла, унеслась!
Encheiresin naturae именует
Всё это химия; сама того не чует,
Что над собой смеётся.

Ученик

Виноват: Неясно это мне.

Профессор

О, всё пойдёт на лад:
В редукцию лишь надо вникнуть,
К классификации привыкнуть.

Ученик

Всё дико мне! В мозгу моём
Всё завертелось колесом.

Профессор

Затем, первей всего, займитесь неизбежно
Вы метафизикой: учитесь ей прилежно;
Глубокомысленно трудясь,
Вместить старайтесь то, что отродясь
В мозг человеческий не входит;
Вместите ль, нет ли — не беда:
Словечко громкое всегда
Из затрудненья вас выводит!
Но в первые полгода, милый друг,
Порядок вам нужнее всех наук;
Вам в день занятий пять часов нормально:
С утра к звонку являйтесь пунктуально!
Старайтесь раньше дома подтвердить
Параграф, чтобы в классе проследить,
Что вам твердит учитель, слово в слово,
Лишь то, что в книге, — ничего другого,
И так старательно пишите всё в журнал,
Как будто б дух святой вам диктовал.

Ученик

Об этом мне напоминать не надо!
Сам знаю я, какая в том отрада.
Спокойно мы домой тетрадь несём:
Топор не вырубит, что писано пером.

Профессор

Так изберите ж факультет.

Ученик

К юриспруденции не чувствую влеченья....

Конечно, Вы уже вспомнили, что в роли Профессора  здесь выступал сам Мефистофель


Проверим, что осталось в Вашей памяти из рассказов родителей, учителей, друзей.
 

Тест 1. Что Вы знаете о людях, перечисленных ниже:
Миронов Паскаль
Билан Ламарк
Гир Павлов
Пугачева Лобачевский
Ремарк Вернадский
Киркоров Мендель
Гендель Аристотель
Аристофан Ландау
Пушкин Басов
Церетели Капица
Уматурман Хаббл
Брынцалов Пригожин
Жириновский Сахаров

Тест 2: Что Вы знаете о явлениях, событиях, фактах и пр., перечисленных ниже:


Большой Взрыв, уфология, сверхновая, экстрасенсорика, белый карлик, бифуркация, хилеры, ноосфера, фуллерены, магия, постоянная Планка, синергетика, фракталы, ген, мутация, теория катастроф.


 


Оценим себя беспристрастно?

1. Умеем ли мы смотреть?
Солнце находится очень далеко от Земли, поэтому солнечные световые лучи, падающие на Землю, можно считать параллельными. Так утверждает учебник «Физика»» за 7 класс. Наверное, нас обманывают, поскольку легко увидеть, что лучи Солнца из-за тучи расходятся, т.е. не параллельны.


2. Умеем ли мы различать слова?
На слух не всегда можно определить значение слова, например:
Земля – земля
Звезда – звезда (морская)
Мир – мир

3. Языки
Не зная язык, попробуйте определить, о чем идет речь:
One two three four five
Ити ни сан си го року
Так же и язык науки имеет свою специфику:
"Инвариантным определением науки остается соединение локальных каузальных констатаций с общей концепцией мироздания, универсализация этих локальных констатаций, последовательное и необратимое превращение post hoc в propter hoc, все более единого и вместе с тем дифференцированного множества каузальных линий". (Для тех, кто подзабыл латынь: post hoc, ergo propter hoc - после этого, следовательно, поэтому).
4. Умеем ли мы читать?
По рзеультаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендея бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувыы мгоут селдоввтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без порбелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.


Общее представление о современном мире

По-разному воспринимают мир "ученый", "свободный художник" и религиозный человек...



Художественное восприятие мира

(художник и композитор М.К.Чюрленис - серия «Сотворение Мира»)







Естествознание и религиозное чувство

1. Наука отвечает на вопросы – «Как?», «Каким образом?».
Как устроен мир? Каким путем идет эволюция живого?
2. Но есть вопросы – «Зачем?», «Почему?» - , на которые наука не может дать ответа. Ответ пытается дать религия.
Зачем существует Человек? Почему действует закон всемирного тяготения?
Рациональное и религиозное мышление – не противоречат друг другу (многие ученые занимались и богословским проблемами).
Рациональный подход – порожден практикой человека, религиозные чувства связаны с духовным миром человека.

Научный подход


1) Рационализм – система взглядов, основанная на представлениях и логических заключениях, формирующихся в сознании людей.
Современный рационализм связан с революцией Коперника – Галилея – Ньютона.
Мир – очень сложный механизм, но Человек способен познать Абсолютную Истину.
2) Редукционизм – изучение сложной системы с помощью анализа ее отдельных составляющих и упрощающих представлений об их взаимодействиях (моделирование, объяснение «на пальцах»).
3) Принцип дуализма

    а) Кант – рациональность Мира, и иррациональность Человека.

    б) Русский космизм- влияние Высших космических сил через человеческий разум на развитие планеты Земля, на организацию биосферы, околоземного пространства и Вселенной в целом.

4) Современный рационализм

    а) Вселенная – единая система, все элементы которой связаны между собой.

    б) Существует лишь то, что наблюдаемо (принцип Бора).

    Наблюдатель – часть системы
    (Иными словами, человек может изучать Вселенную только изнутри и только то, что доступно ему в некоторой части).

      Спасибо, что дочитали Введение. А это так же не просто, как подняться на башню по лестнице (см. рисунок)

      М.К.Эшер


      Приложение Общие математические и естественнонаучные дисциплины
      ЕН.Ф.ОО Федеральный компонент
      ЕН.Ф.02 Концепции современного естествознания

      Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности: принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическал; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы; ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

        Наверх

Дополнительные материалы  

Введение


БиологДокинз_ разочаровался в религии

Борис Раушенбах - У нас власть плохих людей

В защиту науки

Важн_события_2009

Гелий 3 заменит нефть

десять важнейших научных открытий 2003 года

Дичаем

Достижения _2000-2010_лет

Зверев_СтатистикаИнтеллекта_1997г

Когда интуицию глючит

Лучшее_наука_2010

Лучшие_научн_поп_книги

Мракобесие

Первая десятка открытий 2006 г

Ученые Интернет делает людей глупее

Третья цивилизация


 


kaplya@softhome.net