ЧТО ТАКОЕ БАЗЫ ДАННЫХ?

В самом общем смысле база данных - это набор надписей и файлов, которые организованы специальным образом. В своем компьютере вы, например, могли бы хранить фамилии и адреса всех ваших друзей или клиентов. Может, вы храните все написанные вами письма, и они сгруппированы по адресатам, а возможно, у вас есть набор файлов с данными по финансовым делам: полученным или выставленным счетам, расходам по чековой книжке или балансам. Один из типов баз данных - это документы, набранные при помощи текстовых редакторов и сгруппированные по темам. Другой тип - это файлы с электронными таблицами, которые вы объединяете в группы по характеру их использования. Если вы очень организованный человек, то, используя специальную структуру каталогов и подкаталогов, вы, возможно, справитесь с несколькими сотнями электронных таблиц. В этом случае вы являетесь диспетчером базы данных. Но что делать, когда решаемая вами задача становится слишком большой? Как собрать информацию обо всех клиентах и их заказах, если эти данные разбросаны по отдельным текстовым файлам и электронным таблицам? Как сохранить связи между файлами при вводе новой информации? Как убедиться, что данные вводятся правильно? Что делать, если одна и та же информация может потребоваться нескольким пользователям, но при этом нельзя допустить, чтобы два человека в одно и то же время корректировали одни и те же данные? Когда вы оказываетесь перед подобными проблемами, вам нужна система управления базами данных (СУБД).

Реляционные базы данных

Почти все современные системы основаны на реляционной (relational) модели управления базами данных. Название "реляционная" связано с тем, что каждая запись в такой базе данных содержит информацию, относящуюся (related) только к одному конкретному объекту. Кроме того, с данными двух типов (например, о клиентах и заказах) можно работать как с единым целым, основанным на значениях связанных между собой (related) данных. Например, если включать фамилию и адрес клиента в каждый его заказ, то это привело бы к хранению повторяющейся информации. Поэтому в реляционной системе информация о заказах содержит поле данных, куда вводится код клиента, по которому информация о каждом заказе объединяется с данными о соответствующем клиенте.

Некоторые термины реляционных баз данных

В реляционной СУБД все обрабатываемые данные представляются в виде таблиц. Информация об объектах определенного вида (например, о клиентах) представляется в табличном виде - в столбцах таблицы сосредоточены различные характеристики этих объектов - атрибуты (например, адреса клиентов), а строки предназначены для описания значений всех атрибутов отдельного объекта (например, данных о конкретном клиенте). Даже в том случае, когда вы используете функции СУБД для выбора информации из одной или нескольких таблиц (то есть выполняете запрос), результат представляется также в некотором табличном виде. Более того, вы можете выполнить запрос с использованием результатов другого запроса. Вы можете объединить информацию из нескольких таблиц или запросов. Например, чтобы выяснить, какие заказы оформили те или иные клиенты, можно соединить информацию о клиентах с данными о заказах, а для того, чтобы установить, кто из сотрудников работал с данным заказом, можно объединить информацию о заказах с информацией о сотрудниках.

Возможности СУБД

Причины целесообразности перехода к использованию СУБД: